О! Эта суровая картинка!
Она объясняет очень многое, потому что это результаты мета-исследований
Т.е. объединили множество исследований по разным результативным направлениям и кейсам, после чего подвели более глобальные выводы
Название говорит само за себя: “Факторы, влияющие на успех психотерапии”
(В подавляющем большинстве стран неважно психолог или психотерапевт – оба занимаются психотерапией. Где есть [психо]травма есть и [психо]терапия. Наверное, только у нас слово “терапия” узурпировано медициной.)
Из тех факторов на который может влиять специалист, самый большой вклад в успех такой работы вносят отношения между специалистом и клиентом. (30%)
Понятное дело, что эти отношения зависят от усилий с обеих сторон. Тут появляется доверие специалисту, готовность следовать предписаниям и банальная симпатия.
Т.е. если тот или иной специалист лично тебе неприятен, то он тебе и не поможет. Если ты не можешь расслабиться и без критики и сомнений делать то, что тебе говорят (нет доверия), то он тебе и не поможет.
Можно сказать, что этот фактор – результат совместных усилий с обеих сторон. (15% +15%)
Следом идут два равнозначных фактора: позитивные ожидания изменений (на картинке “Плацебо/надежда/ожидания” – 15%) и тип терапии (по сути выбранный метод работы – 15%).
И если метод работы выбирается специалистом исходя из его опыта и компетенций, то вот позитивные ожидания от работы и вера в результат должны быть также с обеих сторон.
И мне тут бесконечно непонятно, чего внушают некоторые психолухи своим клиентам (которых взяли в работу, между прочим!), когда говорят: “Я не уверена, что смогу вам помочь. У вас это будет всю жизнь, будет то меньше то больше…” или “проблему надо решать столько же, сколько она создавалась” – и прочую [тут нецензурное слово]
Не можешь помочь? Не уверен – не берись!
Это соплежуйство заразно. И никак не помогает клиенту быть уверенным в том, что у него всё получится!
А в работе с психикой вот эта уверенность и настрой – очень важная штука независимо от выбранного метода работы
Кстати, про метод работы, который выбирает специалист – ровно те 15% на которые он влияет полностью и безраздельно.
А вот самый большой кусок на этой картинке – так называемые “Другие факторы” (40%)
В них входит, дословно с картинки: “…всё что происходит снаружи кабинета терапевта, включая другие события в жизни пациента и общества в целом.”
То есть то, на что специалист вообще никак не влияет. А вот клиент или его близкие зачастую повлиять могут.
И теперь можно подвести интересный итог
Специалист влияет на результат выбирая метод работы только на 15%, далее, поровну с клиентом, выстраивая отношения и своими позитивными намерениями (половина от 30% + 15% = 22,5%)
Итого 37,5%
Это, трам-пара-рам, даже не половина!!!
Всё остальное, что не во власти психолога – это выстраивание отношений со стороны клиента, позитивный настрой клиента, и внешние факторы, вроде поддержки близких, выполнение предписаний и тому подобные моменты (всего 62,5%)
Что может сделать специалист в такой ситуации?
А ровно три вещи:
1) использовать только методы с доказанной эффективностью (их всего 5 штук, если что)
2) не брать в работу задачи в решении которых не уверен (а как иначе транслировать уверенность?)
3) не брать в работу клиентов которые не намерены делать всё возможное со своей стороны (ибо со стороны клиента 62,5% результата)
Если с первым пунктом всё понятно, то вот второй и третий определяются на диагностике
Что может сделать клиент со своей стороны?
Тоже три вещи:
1) не пытаться ковыряться в методах (это не его забота)
2) идти в работу только с намерением решать проблему (а не ковырять болячки годами)
3) точно следовать рекомендациям и выполнять домашки (это про намерение – иначе всё псу под хвост)
И во всём этом есть нюансы
Во-первых, диагностика небесплатна и в первую очередь как раз чтобы отсеять лентяев/страдашек, которые не готовы работать (они и не готовы платить за время специалиста)
Во-вторых, на мой вкус, позитивные ожидания клиента недооценены. Ибо когда человек очень хочет получить результат, начинает работать даже то, что работать вообще не обязано. Вообще.
Ну и намерение клиента позволяет ему разрулить всё то, что находится за пределами рабочих сессий.
Поэтому, если есть запрос, то волшебная синяя кнопка ниже:
Запишитесь на диагностику через телеграм по синей кнопке.
Отправьте сообщение: “Хочу на диагностику”